
Герой Российской Федерации
Полковник
Анатолий Степанович Копыркин - старший летчик 110-го Трансильванского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка 3-й гвардейской Смоленской орденов Суворова и Кутузова военно-транспортной авиационной дивизии Военно-транспортной авиации, подполковник. Награжден медалями. Заслуженный военный летчик Российской Федерации.
А.С. Копыркин родился 15 июня 1954 г. в селе Березовка Артинского района Свердловской области. Окончил Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков в 1975 г., Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина - в 1997 г. В Военно-Воздушных Силах с 1971 г. Старший летчик 110-го военно-транспортного полка подполковник Анатолий Копыркин совершил выдающийся подвиг в операции по спасению из Кабула (Афганистан) сотрудников российского посольства и иностранных миссий.
28 августа 1992 г. группа из трех военно-транспортных самолетов Ил-76МД, возглавляемая полковником Е.А. Зеленовым (подполковник А.С. Копыркин и майор
С.И. Мельников), вылетела в Кабул для эвакуации сотрудников российского посольства и иностранных миссий в Афганистане. В Кабуле, уже после посадки первого Ил-76, со стороны занявших город талибов было нарушено соглашение о прекращении огня. Аэродром подвергся массированному ракетному обстрелу. Экипаж полковника Е.А. Зеленова ушел из-под обстрела с людьми и грузом.
Набрав безопасную высоту и постоянно находясь над точкой, командир руководил действиями двух оставшихся экипажей. Подполковник А.С. Копыркин, загрузив самолет, выруливал на взлетную полосу. Третий Ил-76 во время загрузки был подожжен реактивным снарядом, пассажиры и экипаж покинули его. По команде Е.А. Зеленова А.С. Копыркин прекратил взлет, вернулся к горящему самолету и без выключения двигателей принял на борт экипаж и несколько десятков пассажиров.
Во время загрузки и руления были повреждены пневматики колес, но командир корабля сумел благополучно взлететь. Посадка на одном из среднеазиатских аэродромов также была произведена благополучно.
Указом Президента Российской Федерации № 72 от 15 января 1993 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания по эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула подполковнику Анатолию Степановичу Копыркину присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (звезда № 13).
А.С. Копырин - Заслуженный военный летчик Российской Федерации. Летчик-снайпер. Налет составил 5600 часов, освоил 4 типа самолетов. В 2002 г. участвовал в операции по доставке гуманитарных грузов в Афганистан.
После увольнения из рядов ВС, с 2008 г. - старший государственный инспектор отдела надзора за соблюдением летных стандартов и сертификаций эксплуатантов воздушного транспорта Управления
Государственного надзора за деятельностью гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации (Ространс-надзор). Уволен в запас в звании полковника. Живет в Москве.
Еженедельник «Звезда». Александр Хохлов: «Самолет Копыркина уже выруливал на взлет, когда радист экипажа Мельникова передал в эфир неуставное:
- В нас попали!
Из пробитого бака в левом крыле Ил-76 хлынуло топливо, сразу же загорелось. В ясное небо поднялся траурный столб дыма.
«В такие критические секунды будто не ты принимаешь решения, а твой внутренний голос, - говорит Анатолий Копыркин. - Своим сказал: взлет прекращаем. Передал комполка Зеленову, что возвращаюсь за экипажем горящего самолета. Евгений Алексеевич с неба дал добро, и мы подрулили к подбитому борту».
Талибский корректировщик, видимо, прятался где-то поблизости. Эрэсы стали падать прицельно, в десятках метров от медленно катящегося Ил-76. Копыркин принял решение прикрыться зданием аэровокзала, подрулив к нему вплотную. Туда же от пылающего борта уже отъехал автобус с людьми.
«Экипаж Мельникова приняли буквально на ходу, -рассказывает Копыркин. - Прапорщик Александр Григорьев, как потом мне передали, говорил: «Так и знал, что Степаныч нас не оставит» Двое раненых было у них - борттехники Валентин Бессараб и Анатолий По-казаньев. А дипломаты с третьего борта с нами не полетели, остались в подвале аэровокзала. Отказались сесть на борт и десантники с третьего борта. Они остались охранять дипломатов».
.. .За хвостом оставляли дырки в бетоне эрэсы, отрезая дорогу назад. Спасти мог только взлет, и Анатолий Копыркин совершил невозможное. На разбеге по ВПП перед кабиной летели осколки и куски резины с колес. Фактически на железных ободах он поднял в небо критически перегруженный самолет буквально на последнем метре кабульской взлетки. И в минуты полета не знал, сможет ли благополучно посадить свой Ил-76. Командовавший воздушной операцией опытный летчик ВТА генерал-майор авиации Алексей Одинцев этого не знал тоже. При аварийной посадке на грунтовую ВПП без выпуска шасси, на брюхо, внутри фюзеляжа мог сорваться с креплений «КамАЗ», и Ил-76 стал бы братской могилой для сотни человек.
«Генерал сказал, чтобы я как можно ниже пролетел над взлеткой в Кокайдах, - вспоминает летчик-герой. -Одинцев с Зеленовым осмотрели с земли шасси моего Ила, проинформировали, что резина на дисках есть. Принял решение садиться штатно на бетон. И сели мы -на горящих остатках резины.»