Кондауров Владимир Николаевич

Герой Советского Союза Полковник

Владимир Николаевич Кондауров - Заслуженный летчик-испытатель СССР (1980 г.), летчик-испытатель Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС (ГК НИИ ВВС), полковник. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Дружбы народов, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й ст., медалями.

В.Н. Кондауров родился 28 октября 1942 г. в селе Гусиное ныне Большенарымского района Восточно-Казахстанской области (Казахстан). С 1954 г. жил в городе Усть-Каменогорск (Казахстан). С 1956 г. занимался планерным спортом в Усть-Каменогорской планерной школе. В армии с 1959 г. В 1964 г. окончил Качинское ВВАУЛ, оставлен в нем летчиком-инструктором (МиГ-21). В 1973 г. окончил Московский авиационный институт. В 1966-1992 гг. - на летно-испытательной работе в ГК НИИ ВВС. В 1988-1992 гг. - заместитель начальника

3-го Управления. Провел государственные испытания истребителя МиГ-27К, сверхзвукового истребителя палубного базирования МиГ-29К. Провел большой объем по испытаниям самолетов палубного базирования Су-27К и Су-25УТГ. Участвовал в государственных испытаниях сверхзвуковых боевых самолетов - МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, Су-15, Су-17, Су-24, Су-27 и других.

22 октября 1979 г. катапультировался из первого серийного МиГ-31 после заклинивания двигателей и отказа управления. 22 ноября 1989 г. первым из военных летчиков совершил посадку на корабль на самолете МиГ-29К. С февраля 1992 по 1993 гг. - заместитель начальника Государственного авиационного научно-испытательного центра ВС Украины по летной работе. За время летной работы освоил более 115 типов планеров, самолетов и вертолетов различных модификаций.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1988 г. полковнику Владимиру Николаевичу Кондаурову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11586).

С 1993 г. полковник В.Н. Кондауров в запасе. Живет в городе Дубна Московской области. Работал инженером в Инженерном центре РСК «МиГ».

Из книги В.Н. Кондаурова «Взлетная полоса длиною жизнь»: «...Был период, когда на Ахтубинском полигоне нам была поставлена задача сопровождения крылатых ракет на Су-24. На протяжении тысячи и более километров на высоте 50-100 м летчик должен был постоянно находиться рядом с этим беспилотным снарядом, отслеживающим рельеф местности в соответствии с заложенной в него программой. В одном из таких полетов на крылатой ракете произошел отказ, и командир Су-24, достаточно опытный испытатель, пытаясь удержать ее в поле зрения, на какой-то момент упустил контроль за безопасностью собственного полета. Лежать бы ему там, в приуральских степях, рядом с ракетой, если бы не штурман.

Через месяц после встречи с Е. Шапошниковым я имел возможность продолжить разговор о перспективах палубного истребителя в Министерстве авиационной промышленности. Шло совещание по одному вопросу: как обеспечить авианосцы корабельными истребителями в условиях сокращения ассигнований на оборону. Кроме одноместных самолетов, требовались еще и двухместные для корабельной подготовки и тренировки летного состава. Я предложил строить боевой истребитель в двухместном варианте, способный решать все задачи. Тем более что носовая часть будущего истребителя-бомбардировщика великолепно вписывалась в базовую модель Су-27К. Кто знает, на каком этапе создания находился бы сейчас этот вариант палубного самолета, не произойди в ближайшем будущем резких исторических перемен в нашем Отечестве.»