Горбунов Владимир Михайлович

Герой Российской Федерации

Полковник

Владимир Михайлович Горбунов - Заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик-испытатель ОКБ имени А.И. Микояна, полковник. Награжден орденом Мужества, двумя орденами Красной Звезды, медалями.

В.М. Горбунов родился 14 июля 1946 г. в городе Вятские Поляны Кировской области. Владимир Горбунов после школы, окончив Качинское ВВАУЛ, пошел на службу в Советскую Армию, служил в строевых частях. В 1962 г. поступил в Московский авиационный институт, со второго курса занимался также в аэроклубе института. В 1974 г. в городе Ахтубинске Горбунов прошел специальную летную подготовку в Центре подготовки летчиков-испытателей, по направлению был распределен в ГКНИИ ВВС им. Чкалова на должность летчика-ис-пытателя. В ГКНИИ ВВС Владимир Горбунов проработал свыше пяти лет, принимал участия в летно-испытательных работах Центра. Участвовал в государственных

испытаниях сверхзвуковых боевых самолетов МиГ-23, МиГ-27К, МиГ-25ПД, МиГ-29, Су-17М3.

В 1982 г. В.М. Горбунов для продолжения участия в испытательных работах был переведен в ЛИИ. Также одновременно Горбунов работал в Управлении летной службы в должности летчика-испытателя-инспектора. С 1984 г. Владимир Горбунов был назначен на должность заместителя начальника Летно-испытательного Центра ЛИИ по части полетов. Владимир Горбунов участвовал в испытаниях М-17, после чего в 1996 г. был переведен в запас.

В 1992 г. Владимир Михайлович Горбунов был приглашен на работу в ОКБ им. А.И. Микояна. За время работы в ОКБ Владимир Горбунов провел множество испытаний. Им были освоены и подняты в небо Миг-21-93; МиГ- 29 СМТ; МиГ-29УБТ, МиГ-АТ. Также Владимир Горбунов принимал участие в испытательных работах МиГ-29; МиГ-31 и их модификаций. С 1997 г. Владимир Горбунов является старшим летчиком-испытателем, шеф-пилот ОКБ им. А.И. Микояна.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Горбунову Владимиру Михайловичу Указом Президента РФ от 16 августа 1992 г. присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 4).

На счету летчика более 3,5 тысяч часов общего налета, в том числе более 2 тысяч часов - испытательного. В общей сложности он освоил более 80 типов и модификаций летательных аппаратов. Сам Владимир Владимирович говорит, что летал практически на всем, что может летать, даже на воздушном шаре. С 1996 г. Владимир Михайлович - в запасе. После ухода с летной работы продолжает трудиться на летно-испытательной базе ОКБ имени А.И. Микояна. Живет в городе Жуковском Московской области.

Из воспоминаний В.В. Горбунова: «...Так случилось в 1991 году. Произошел обрыв тяги управления по элеронам. А с помощью элеронов, специалисты это знают, создается крен. Они встали в такое промежуточное положение, в котором я мог еще ногами управлять. Я все-таки привел машину к аэродрому. Это была новая, опытная машина. Довольно серьезный истребитель, большого веса - 50 тонн, скорость более 3000 километров в час. Он у меня был груженый: десять ракет висело. Короче говоря, я сумел зайти на аэродром, но в момент подхода к полосе, у меня эти элероны полностью переложились во вращение, самолет начал вращаться и перевернулся на спину. И я принял решение. продолжать ускорять вращение, причем в ту же сторону. Если бы пытался бороться с вращением, я бы «закопался». А я провернулся с полной выпущенной механизацией, перед землей провернулся через спину, вытащил истребитель и, естественно, сразу же включил форсаж, чтобы успеть отойти от земли. Ну, самолет ушел и, продолжая вращаться бочками, набрал высоту. Увел его подальше от аэродрома, от населенного пункта в степь, но сделать больше уже ничего было нельзя, и я катапультировался километров за двадцать. Из Астраханской области самолет перелетел через Волгу в Волгоградскую. Ракеты на самолете были не боевые - весовые макеты.

Мне за этот случай дали премию Международного фонда безопасности полетов. Отметили, потому что впервые в такой ситуации летчик остался жив.»