Герой Российской Федерации
Полковник
Виктор Владимирович Васенков - Заслуженный летчик-испытатель СССР (14.08.1987 г.), Почетный авиастроитель России, мастер спорта международного класса по самолетному спорту, старший летчик-испытатель Экспериментального машиностроительного завода им. В.И. Мясищева, полковник. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Дружбы Народов. Мастер спорта СССР международного класса.
В.В. Васенков родился 24 марта 1947 г. в г. Моздоке, где его отец, офицер Советской Армии, проходил службу после ранения на фронте. После окончания школы в г. Биробиджане Виктор Васенков поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков. Окончив его в 1969 г., служил в строевых частях ВВС, в 26 лет стал летчиком первого класса. В 1974 г., после окончания курса в Центре подготовки военных летчиков-испытателей, получил назначение в Государственный Краснознаменный научно-испытательный институт ВВС им. В.П. Чкалова (г. Ахтубинск). Участвовал в испытаниях МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, Су-24, Су-25, Су-27, Бе-12, Як-38. В ходе испытаний самолета с вертикальным взлетом Як-38 В.В. Васенков совершил около 300 посадок на палубу авианесущего крейсера.
В 1978 г. окончил Московский авиационный институт. В апреле-июне 1980 г. в качестве командира авиагруппы «Ромб» он принимал участие в испытаниях авиационной техники в условиях войны в Афганистане. Совершил 33 боевых вылета. Он одним из первых отрабатывал в экстремальных условиях приемы полета над горными скалами, тактику ухода от огня душманов по ущельям, маневрирование при патрулировании. 3 месяца продолжались эксплуатационные эксперименты и боевые испытания. Як-38 не подошел к афганским условиям, а вот Су-25 после доводки поучаствовал в той войне.
В 1983 г. участвовал в первом кругосветном походе авианесущего крейсера «Новороссийск» из Североморска во Владивосток с самолетами Як-38 и вертолетами Камова. Бесчисленные взлеты и посадки на палубу. (В походе Виктор Владимирович праздновал двухсотую посадку). Отработка систем поворота сопел подъемных двигателей самолета, штопорные программы, ночные полеты, создание методик корабельного пилотирования. Всего же у него более 270 посадок на палубу.
Уже став командиром испытательного авиаполка, он продолжал оставаться ведущим летчиком-испытателем многих программ. Васенков первым в ВВС совершил короткий взлет на Су-25 с использованием трамплина, садился с зацеплением на трос аэрофинишера НИУТКА-23 на Су-27К и отработал дозаправку в воздухе Су-24М.
12 августа 1981 г. в составе экипажа противолодочного самолета Бе-12 установил мировой рекорд высоты - 9970 м. С 1991 г. полковник запаса В.В. Васенков - летчик-испытатель Экспериментального машиностроительного завода им. В.М. Мясищева. В 19951998 гг., до ухода с летной работы, был шефом-пилотом.
За двадцать девять лет службы в войсках, а затем лет-чиком-испытателем В.В. Васенков освоил и принимал участие в испытаниях 83 типов самолетов и их модификаций. Провел большой объем работы при испытании уникального самолета-разведчика М-55, который широко используется в настоящее время для изучения верхних слоев атмосферы. Первым поднял в воздух многоцелевой самолет общего назначения М-101 «Гжель» (31.03.1995 г.). Испытал также ряд образцов бортового оборудования и авиационного вооружения. Освоил 83 типа воздушных судов, общий налет - около 3300 (3115) часов, из них более 1000 часов - испытательные полеты. 21 сентября 1993 г. в одном полете на М-55 установил 7 мировых рекордов высоты, грузоподъемности и скороподъемности. В 19941997 гг. был участником семи международных авиасалонов, где демонстрировал самолеты М-55 и М-101.
В летной практике Васенкова было более полутора десятков аварийных ситуаций, которые требовали немедленного оставления самолета, но только дважды он катапультировался, и оба раза - на предельно малой высоте. На авианесущем крейсере «Минск» он сумел посадить Як-38 с замершими на взлете под углом 25 градусов соплами подъемных двигателей. Останавливался у него двигатель на МиГ-21У, горел - на МиГ-23Б. А однажды Васенкову пришлось катапультироваться с Су-27 за секунду до удара самолета о землю.
14 августа 1987 г. за большие заслуги в развитии советской боевой авиации Указом Президиума Верховного Совета СССР В.В. Васенкову было присвоено почетное звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР».
13 августа 1998 г. Указом Президента РФ за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники, Васенкову Виктору Владимировичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
С 1998 г. - заместитель начальника летно-испытательного комплекса ЭМЗ им. В.М. Мясищева. Живет в г. Жуковском Московской области, советник Главы администрации города Жуковский.
http://www.gazetaeao.ru/slovo-o-krylatom-zemlyake: «...Виктор Васенков участвовал в Афганской войне, испытывая в боевых условиях самолеты Су-25 и Як-38. Речь идет о секретной операции «Ромб», которая предусматривала специальные испытания штурмовиков в так называемых особых условиях. Война в Афганистане показала недостаточную эффективность авиации. Сверхзвуковым истребителям-бомбардировщикам, созданным для иных условий военных действий, невозможно было развернуться в горных теснинах, а их сложное прицельно-навигационное оборудование было практически бесполезным при поиске малозаметного противника. Требовались иные самолеты. Штурмовики в «особых условиях» испытывала эскадрилья подполковника Васенкова.
Летали там, где это позволял горный рельеф, и даже там, где ущелье представляло собой сложнейший лабиринт, а сам полет всё больше напоминал игру «Найди выход». Ироничные взгляды товарищей из соседнего полка Су-17, на первых порах подтрунивающих над «гадким утенком», сменились сначала на уважительные отзывы, а затем и на зависть перед боевыми возможностями и задиристым нравом «Грача», как называли самолет. Пехота раньше всех почувствовала ударную мощь и неоспоримые летные характеристики своего воздушного союзника. Су-25 была машиной для боя, способной работать в горных условиях и быть на виду у наших войск, оказывая им большую моральную поддержку. Сам командир эскадрильи совершил 33 боевых вылета.».