Цой Олег Григорьевич

Герой Российской Федерации

Полковник

Олег Григорьевич Цой - летчик-испытатель, Заслуженный летчик-испытатель СССР (1986 г.), мастер спорта СССР международного класса (1990 г.), заместитель начальника летно-испытательной и доводочной базы по летной работе ОАО «ОКБ Сухого», полковник. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., медалями, египетским орденом.

О.Г. Цой родился 26 мая 1944 г. в селе Новомихай-ловка ныне Янгиюльского района Ташкентской области. В армии с 1962 г. В 1966 г. окончил Черниговское ВВА-УЛ. Служил в строевых частях ВВС (Туркестанский ВО). Участник боевых действий в Египте в феврале-декабре 1970 г. в составе 135-го истребительного авиационного полка. Совершил 42 боевых вылета на МиГ-21, участвовал в 2 воздушных боях. Затем служил в Липецком ЦБПиПЛС. С октября 1971 по декабрь 1983 гг. - летчик-испытатель ГК НИИ ВВС (СЛИ ИА). Провел госиспытания Су-15УМ (1976), Су-25 (1980 г.). Участвовал в госиспытаниях Су-17М2, Су-17МЗ. Провел ряд испытательных работ на МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, Су-24 и их модификациях.

С января 1984 по июль 1997 гг. - летчик-испытатель ОКБ имени П.О. Сухого (в 1984-1997 гг. - начальник летной службы ОКБ). Поднял в небо и провел испытания Су-35 (Т-10М) (23.06.1988), ЛЛ-КС (Т-10-26) (21.03.1989), Су-39 (15.08. 1995). Провел испытания Су-25УБ (1985). Участвовал в испытаниях Су-24, Су-25, Су-27 и их модификациях. 28 мая 1986 г. - случайное катапультирование из Су-27УБ на земле. 14 декабря 1986 г. упросил В.Н. Кондаурова выпустить его в полет на Су-24 для проверки поведения бомбардировщика на скоростях менее эволютивных, т. е. когда полная управляемость самолета уже не обеспечивается. В ОКБ полеты по этой теме еще только предстояли. Этот полет он выполнял с ведущим летчиком-испыта-телем ГК НИИ ВВС Н.Ш. Саттаровым. Согласно заданию, им предстояло выполнить одну из сложнейших фигур высшего пилотажа - «колокол». Самолет уже прошел верхнюю точку и начал энергичное пикирование. Вдруг ручка управления совершила какие-то замысловатые манипуляции. Бомбардировщик задрал нос, и, кабрируя, начал падать. Включение форсажа несколько снизило вертикальную скорость, но быстрая потеря высоты продолжалась. Когда до столкновения с землей оставалось всего несколько секунд, летчики катапультировались. Взрыв самолета и хлопки открывшихся парашютов прозвучали почти одновременно. Прослушивая записанный на пленку радиообмен Саттарова с Цоем, поражаешься одному - выдержке, самообладанию испытателей. Причиной аварии Су-24, как выяснилось, был крошечный, диаметром в 3 миллиметра, болтик, попавший под золотник бустера управления. О.Г. Цой установил 9 мировых авиационных рекордов на самолете Су-27 (П-42): 18 декабря 1987 г. - 1 рекорд грузоподъемности (время подъема на высоту 2000 м с грузом 2118 кг - 27,7 с), в 1988 г. - 8 рекордов скороподъемности (19 апреля поднялся на высоту 6000 м с грузом 1000 кг за 38 сек., а 17 мая с грузом 1000 кг время подъема на высоты 3000, 9000 и 12000 м составило 28, 48 и 59 сек. соответственно). При испытании выпуска штанги топливоприемника Т-10М (Су-35) сорвался в штопор. Цою удалось вывести и спасти опытный самолет.

Указом Президента Российской Федерации № 358 от 16 апреля 1997 года за мужество и героизм, проявленные при испытании специальной авиационной техники, Олегу Григорьевичу Цою присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» (№ 397).

Освоил 35 типов самолетов. С 1992 г. полковник О.Г. Цой - в запасе. В 1997-2000 гг. работал заместителем начальника летной службы ОКБ имени П.О. Сухого. Автор книги «Человек, влюбленный в небо» (2017 г.). Живет в Москве.

Из книги О.Г. Цоя «Человек, влюбленный в небо»: «...В другом испытательном полете на Су-35 отказала гидравлическая система самолета. Удержать, а тем более посадить такой самолет - по всем законам аэродинамики, - невозможно. А самолет был с бомбой под одним крылом. Можно было катапультироваться. Я всегда осторожен в полетах, но, как летчик-испытатель, должен попытаться спасти и себя, и, по возможности, очень дорогостоящую машину. Мне удалось посадить самолет с бомбой, но на полосе лопнуло колесо шасси, именно под висящей бомбой. Могло произойти непоправимое. Помог опыт, знание всех возможностей самолета, а может быть, сам Бог. (прим. ред. - см. очерки автора «Жалко было. Дорого стоит.» и «Штопор над Востоком»)

После этого случая в 1996 году меня представили к званию Героя России.

Чувство полета ни с чем земным сравнить невозможно. Когда ты пилотируешь, когда ты чувствуешь машину, а она полностью подчиняется тебе, то испытываешь возвышенные чувства. С годами, с опытом, желание как можно чаще испытать это чувство полета становится только сильнее и сильнее. Это уже диагноз. Это непреодолимая страсть любого летчика.»