Герой Российской
Федерации
Полковник
Игорь Иванович Маликов - Заслуженный военный летчик РФ, Заслуженный летчик-испытатель, первый заместитель начальника Государственного летно-испытательного центра ВВС им. В.П. Чкалова, полковник. Награжден тремя орденами Мужества, медалями.
И.И. Маликов родился 21 мая 1956 г. в городе Оренбурге. С 1973 г. служит в Военно-воздушных силах. В 1977 г. окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков по специальности «командная тактическая бомбардировочная авиация». С 1977 по 1985 гг. проходил службу в Камень-на-Оби - летчик-инструктор.
С 1985 г. - на летно-испытательной работе. За время испытательной работы освоил 57 типов и модификаций самолетов, в том числе Л-29, Ил-28, Як-28, , АТ, Су-17, Су-27, Су-32, Су-37, М3, М4, 27 все, 33, 35, 34, Беркут, Як-40, 52, 18Т, 130, все типы истребителей МиГ от МиГ-21 до МиГ-31, а также многие самолеты из семейств Ту, Як, Ил, ряд экспериментальных самолетов, вертолет Ми-8, Авиатика и т. д. Участвовал в перелете на МиГ-29 в Малайзию на авиасалон LIMA>91. Во время посещения авиабазы «Иглз» в Калифорнии летал на F-15. Имеет общий налет свыше 3000 часов.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2000 г. полковнику Игорю Ивановичу Маликову присвоено звание Героя Российской Федерации.
С 2002 г. - заместитель начальника центра - старший летчик-испытатель Государственного летно-испытательного центра имени В.П. Чкалова. С 2009 г. полковник И.И. Маликов - в запасе. Работает в ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ».
Газета «Красная звезда», 24 Августа 2002 г., Валерий Манушкин: «Пожалуй, в жизни каждого летчика-испытателя есть крылатая машина, с которой связаны самые яркие и памятные страницы летной биографии. Для полковника Игоря Маликова главным в испытательной работе стал истребитель Су-27, которому, по выражению летчика, он отдал большой кусок своей жизни. Особо врезались ему в память полеты без «фонаря» - защитного стеклянного колпака. В боевой обстановке может произойти непредвиденное, в том числе повреждение или разрушение «фонаря». Как тогда действовать летчику, и вообще сможет ли человек выжить в крайне агрессивной среде, когда за бортом самолета температура воздуха опускается ниже 50 градусов по Цельсию? На эти и другие вопросы предстояло найти ответ в ходе тех испытаний. Причем параметры полета изначально задавались сложные -нужно было достичь максимальной скорости сначала на высоте 7 тысяч метров над землей. Потом забирались и на 12000 метров.
Об эмоциональности и напряженности тех испытаний сегодня, возможно, говорить легко. Но тогда, в первые секунды полета, заныло где-то под ложечкой и в голове пронеслась шальная мысль: зачем я вообще сел в этот самолет?! Потом, конечно, взял себя в руки, хотя ощущения и были не из приятных...
Полет продолжался около часа, и задание на него было выполнено полностью, а в итоге всех исследований в ГЛИЦ выработали инструкцию для летчиков, которые, не дай Бог, окажутся в подобной экстремальной ситуации.
- Сильное государство, которым является Россия, -говорит полковник Игорь Маликов, - без авиации немыслимо. И мы делаем всё возможное, чтобы наши самолеты удовлетворяли самым современным требованиям - летали выше, быстрее, дальше и, конечно же, эффективно применяли мощное вооружение».