Вы здесь

Карапетян Гурген Рубенович

Герой Советского Союза
Старший лейтенант
Руководитель секции Героев по ВАО

Гурген Рубенович Карапетян родился 9 декабря 1936 г. в городе Свердловск. Отец - Карапетян Рубен Бейбутович - уроженец села Гаджиларь Эчмиадзинского района, погиб в 1943 г. на Калининском фронте с докторской диссертацией по математике в планшете. Мать - Измайлова Нина Ивановна - уроженка г. Санкт-Петербурга, умерла в 1982 г.

В 1944 г. Р. Карапетян пошел учиться в школу. В 10 классе начал летать в Свердловском аэроклубе на самолете По-2. После школы, в 1954 г. поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе (МАИ). Учась в институте, работал по совместительству на кафедре лаборантом и летчиком-инструктором планеристом в 3-м Московском городском аэроклубе. Летал на планерах и самолетах, затем в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова - на вертолетах. На планерах устанавливал рекорды по продолжительности парения. Был призером Чемпионата СССР по вертолетному спорту в 1959 г. и чемпионом СССР в 1960 г. после окончания МАИ начал работать в ОКБ им. М. Л. Миля ведущим инженером на летно-испытательном комплексе. В дальнейшем Приказом Министра авиационной промышленности был назначен летчиком- испытателем 5-го класса. Школу летчиков-испытателей закончил в мае 1962 г., продолжил работу в ОКБ им. М. Л. Миля. Был командиром отряда, старшим летчиком-испытателем фирмы (шеф-пилотом), заместителем начальника летно-испытательного комплекса. Проводил наиболее сложные испытания новых образцов вертолетов и их модификаций.

В качестве ведущего летчика-испытателя принимал участие в заводских и государственных испытаниях вертолетов Ми-2, вертолета-крана Ми-10К, противолодочного вертолета Ми-14, боевого вертолета Ми-24, тяжелого транспортного вертолета Ми-26, боевого ударного вертолета Ми-28. Испытывал опытные и экспериментальные агрегаты вертолетов: лопасти, втулки несущих и хвостовых винтов, двигатели, опытные и экспериментальные автопилоты, навигационные системы, прицельно¬пилотажные комплексы, различные системы стрелково-пушечного вооружения, неуправляемых ракет и комплексов управляемого оружия на вертолетах, включая исследование их отказов на различных режимах полета.

Проводил исследования изгибно-крутильного и хордового флаттера несущего винта, земного резонанса, маневренных режимов, «вертолетного» штопора и т.д. Одним из первых освоил пилотаж на первом отечественном боевом вертолете Ми-24, который в течение многих лет являлся лучшим боевым вертолетом в мире. Первым вывел вертолет из нового, ранее не встречавшегося, явления неуправляемого вращения (вертолетный штопор) и впоследствии проводил его исследования.

Единственный в мире летчик, 21 раз получивший в полете на вертолете изгибно-крутильный (классический флаттер). Проводил испытания вертолетов Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-24, Ми-26, Ми-28 - на крайние и аварийные режимы, а также испытания и исследования посадок со всеми выключенными двигателями, на авторотации.

Единственный в СССР и в России летчик, выполнивший посадки на авторотации со всеми выключенными двигателями на вертолете-амфибии Ми-14 на море. Первым в мире в 1980 г. на тяжелом вертолете Ми- 26 выполнил посадки со всеми выключенными двигателями на авторотации, с полетной массой 50 тонн. Первым в России на боевом вертолете Ми-28 выполнил петли Нестерова, бочки, перевороты и другие фигуры высшего пилотажа. Первым в СССР успешно произвел пуски управляемых ракет ночью на вертолете Ми-28А, поднимал первые вертолеты Ми-2, Ми-24А, Ми-24Д, Ми-26 - на серийных заводах.

Летал на Крайнем Севере, в Сибири, Дальнем Востоке, в горах и т.д. принимал участие в испытаниях вертолетов в условиях естественного обледенения.

В марте 1981 г. был направлен в Афганистан, где участвовал в разработке мероприятий по увеличению боевой эффективности вертолетов и проводил обучение летного состава маневренным режимам и боевому применению вертолетов в горах.

В мае 1986 г. на вертолете Ми-26 принимал непосредственное участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Представлял отечественную технику в Англии, Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Дании, Индии, Италии, Канаде, Колумбии, Польше, Сингапуре, США, Финляндии, Франции, Чехословакии, Швеции, Югославии, Японии.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, летчику- испытателю Карапетяну Гургену Рубеновичу 24 января 1991 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11640).

Герой Советского Союза Г. Р. Карапетян живет в Москве, работает на Московском вертолетном заводе имени М. Л. Миля заместителем генерального директора по стратегическому развитию. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1986 г.), старший лейтенант запаса. Награжден 2 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Дружбы народов,«Знак Почета», 11 медалями. Имеет 8 патентов на изобретения. Опубликовал ряд научных статей в отечественных и иностранных журналах. Участвовал в научных конференциях в США и Великобритании.

В 1986 г. включен в книгу рекордов Гиннеса за установление абсолютного мирового рекорда скорости полета для вертолетов - 368.4 км/час.

Летал с 1954 по 1994 г., 33 года - на летно-испытательной работе. С 1992 по 1998 г. руководил Благотворительным фондом им. А. Д. Грищенко: помогал ликвидаторам аварии на ЧАЭС Республики Татарстан. В этот период ликвидаторам был выполнен ряд успешных операций в Израиле и Франции, было доставлено более 30 тонн медикаментов и оборудования, инвалидные коляски и т.д.

Член Правления Клуба Героев, Председатель секции Героев по ВАО. По его инициативе префектурой ВАО в 2011-2012 гг. установлено 24 мемориальных доски умершим Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации. Из интервью Г. Р. Карапетяна: «Клуб Героев проводит большую и очень важную работу по освещению подвигов Героев, работу по патриотическому воспитанию молодого поколения. Мои функции в Клубе - работа с Героями ВАО, взаимодействие с префектурой и управами ВАО, общественными организациями и т.д. В настоящее время в ВАО осуществляется программа по установке мемориальных досок на домах, где жили Герои (первые 12 досок были установлены до конца 2011 года)». О своей мечте и самых запоминающихся событиях в жизни Заслуженный летчик-испытатель СССР сказал: «Мечтал стать летчиком-испытателем. А выделить какое-либо событие как самое яркое, наверное, трудно, если только не считать организацию лечения в США совместно со старшим летчиком-испытателем фирмы Мак-Донел Дуглас Кэпом Парлиером моего товарища А. Д. Грищенко, с которым мы вместе летали в Чернобыле, и помощь в организации изготовления протезов во Франции для чернобыльцев из Татарстана, которым после работы на ЧАЭС были ампутированы ноги... Подрастающему поколению и потомкам хочется пожелать быть патриотами нашей Родины, честными, порядочными, и, конечно же, быть профессионалами в своей профессии».