Вы здесь

Щепетков Олег Адольфович

Герой Российской Федерации
Полковник
Заместитель Председателя Правления Клуба Героев по патриотической работе в Московской области

Олег Адольфович Щепетков - старший летчик-испытатель Экспериментального механического завода (ЭМЗ) им. В. М. Мясищева. Заслуженный летчик-испытатель Российской Федерации (1999 г.); Герой Российской Федерации (2004 г.), полковник. Награжден медалями.

О. А. Щепетков родился 21 февраля 1954 г. в Морозовске Ростовской области в семье офицера ВВС. Жил в ГДР, в Черткове (Тернопольская область, 1959-1966), в Венгрии. В 1971-1975 гг. учился в Качинском высшем военном авиационном училище летчиков,    по    окончании которого служил в частях ВВС (Южная группа войск, Забайкальский

военный округ).    В    1984    г. окончил Центр подготовки летчиков-испытателей(Ахтубинск, Астраханская

область). С 1985 г. - на летно-испытательной работе в Государственном Краснознаменном научно-испытательном институте ВВС; в 1992 г. присвоено воинское звание «полковник».

Проводил испытания: прерванного и продолженного взлета на реактивном штурмовике Су- 25; самолетов-мишеней МиГ-21М; авиационного вооружения; сверхзвуковых истребителей Су-27 и МиГ-29; реактивного высотного самолета М-55 «Геофизика»; установил на нем 6 мировых рекордов скороподъемности (1993 г.). В марте 1996 г. уволен в запас; работает летчиком-испытателем (с 1999 года - старшим летчиком-испытателем) на Экспериментальном машиностроительном заводе имени В. М. Мясищева.

Проводил испытания:    на реактивном высотном самолете М-55 «Геофизика»; в рамках

Международной программы исследования атмосферы Земли выполнял стратосферные полеты в условиях полярной ночи над северными морями, над Индийским и Атлантическим океанами, дважды пересек трехсоткилометровую «озоновую дыру» в Антарктиде; над Индийским океаном продолжил полет при считавшейся невозможной естественной температуре минус 92 градуса; летом 2002 года, попав в сплошную грозовую облачность, когда были закрыты все аэродромы Италии, при одном заглохшем двигателе посадил самолет с третьей попытки, когда в баках оставалось всего несколько литров топлива; на турбовинтовом самолете бизнес-класса М-101Т «Гжель»; 12 сентября 2001 года при выполнении испытательного полета был вынужден покинуть неуправляемый самолет на парашюте (второй пилот А. Г. Бесчастнов погиб). Освоил более 50 типов самолетов и их модификаций, налетал около 3 тыс. часов, из них более тысячи - на испытаниях.

Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года за мужество и героизм, проявленные при испытании авиационной техники и исследовании земной атмосферы, Щепеткову Олегу Адольфовичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 823).

Живет в городе Жуковский (Московская область). Продолжает работать старшим летчиком- испытателем ЭМЗ имени В. М. Мясищева.

http://www.rulit.net/books/aviaciya-i-vremya-2010-04-read-235643-6.html: «...12 февраля 1999 г. управляемый О. А. Щепетковым М-55 отправился из Италии в свою вторую научную экспедицию. Путь предстоял не близкий - новым местом базирования был выбран аэропорт Виктория на о. Махе (Сейшельские острова). Добраться одним махом до затерянного в Индийском океане архипелага „Геофизика" не могла. Потребовалось совершить две промежуточные посадки в Аммане (Иордания) и в Джибути на востоке Африки. Только 14 февраля М-55 благополучно приземлился на Сейшелах. Во второй экспедиции самолет пилотировали летчики-испытатели О. А. Щепетков и А. Г. Бесчастнов. До 11 марта они выполнили 7 полетов над океаном, и во всех„Геофизику" сопровождал „Фалкон" центра DLR. М-55 поднимался на высоту до 21000 м. Один из полетов по переменному профилю (набор-снижение) продолжался 6 часов, что позволяет рассчитывать и на более продолжительные полеты. Миссия на Сейшелах принесла новую информацию об атмосфере Земли. Так, на высотах 16000-17000 м удалось зафиксировать абсолютный минимум температуры в атмосфере -92° С! Несмотря на такой запредельный холод, все системы самолета, включая силовую установку, работали штатно.

Отработав на Сейшелах, „Геофизика" вернулась в Италию для прохождения очередных доработок. После их завершения О.А. Щепетков выполнил на М-55 два испытательных полета. Программа второго из них, проходившего 24 марта, полностью выполнена не была, т.к. самолет по команде диспетчера был возвращен на аэродром Форли из-за начала операции НАТО в Югославии. Через 2 дня „Геофизика" благополучно вернулась в Россию после более чем трехмесячных странствий.

Осенью того же года М-55 побывал в еще одной экспедиции. На сей раз главной целью миссии стало исследование антарктической „озоновой дыры" и других атмосферных особенностей юга нашей планеты. Базироваться предстояло на о. Огненная Земля в аэропорту самого южного на Земле города Ушуайя (Аргентина). Перелет из Раменского на другую сторону «шарика» начался 3 сентября и занял

10    дней. Было совершено 4 промежуточные посадки, включая на о. Сал (республика Кабо-Верде) и в бразильском аэропорту Ресифи. На различных этапах перелета самолет пилотировали А. О. Щепетков и А.    Г. Бесчастнов.

Появление необычного самолета на Огненной Земле вызвало у островитян живейший интерес, и 16 сентября, в День города Ушуайя, по просьбе его мэра был выполнен 10-минутный демполет с показом максимального угла набора высоты сразу после взлета, проходом над городом, виражами и горками с углом 35-40° над территорией аэропорта.

В собственно исследовательской программе принимали участие 70 ученых из 11 стран мира, включая Аргентину, Великобританию, Италию, Германию, Россию, США. До 12 октября состоялись 6 научных полетов на высотах 18000-20000 м, общей продолжительностью более 30 часов. Была получена ценнейшая научная информация, включая сведения о влиянии различных химических веществ на состояние озонового слоя. Исследования проводились и во время перелетов из России в Аргентину и обратно. Домой М-55 вернулся 29 октября...»