Вы здесь

Цой Олег Григорьевич

Герой Российской Федерации
Полковник

Цой Олег Григорьевич - летчик-испытатель, Заслуженный летчик-испытатель СССР (1986), мастер спорта СССР международного класса (1990 г.), заместитель начальника летно-испытательной и доводочной базы по летной работе ОАО «ОКБ Сухого», полковник. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., медалями, египетским орденом. О. Г. Цой родился 26 мая 1944 г. в селе Новомихайловка ныне Янгиюльского района Ташкентской области. В армии с 1962 г. В 1966 г. окончил Черниговское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (Туркестанский ВО). Участник боевых действий в Египте в феврале-декабре 1970 г. в составе 135-го истребительного авиационного полка. Совершил 42 боевых вылета на МиГ-21, участвовал в 2 воздушных боях. Очень высоко оценил отличную и продуманную тактическую подготовку израильских летчиков в сравнении с советскими шаблонами. Затем служил в Липецком ЦБПиПЛС. С октября 1971 по декабрь 1983 г. - летчик-испытатель ГК НИИ ВВС (СЛИ ИА). Провел госиспытания Су-15УМ (1976), Су-25 (1980). Участвовал в госиспытаниях Су-17М2, Су-17МЗ. Провел ряд испытательных работ на МиГ-21, МиГ-
23,    МиГ-25, Су-24 и их модификациях.
С января 1984 по июль 1997 г. - летчик-испытатель ОКБ имени П. О. Сухого (в 1984-1997 гг. - начальник летной службы ОКБ). Поднял в небо и провел испытания Су-35 (Т-1 ОМ) (23.06.1988), ЛЛ-КС (Т-10-26) (21.03.1989), Су-39 (15.08. 1995). Провел испытания Су-25УБ (1985). Участвовал в испытаниях Су-24, Су-25, Су-27 и их модификациях.
28 мая 1986 гг. - случайное катапультирование из Су-27УБ на земле. 14 декабря 1986 г. упросил
В.    Н. Кондаурова выпустить его в полет на Су-24 для проверки поведения бомбардировщика на скоростях менее эволютивных, т. е. когда полная управляемость самолета уже не обеспечивается. В ОКБ полеты по этой теме еще только предстояли. Этот полет он выполнял с ведущим летчиком- испытателем ГК НИИ ВВС Н. Ш. Саттаровым. Согласно заданию, им предстояло выполнить одну из сложнейших фигур высшего пилотажа - «колокол». Самолет уже прошел верхнюю точку и начал энергичное пикирование. Вдруг ручка управления совершила какие-то замысловатые манипуляции. Бомбардировщик задрал нос, и, кабрируя, начал падать. Включение форсажа несколько снизило вертикальную скорость, но быстрая потеря высоты продолжалась. Когда до столкновения с землей оставалось всего несколько секунд, летчики катапультировались. Взрыв самолета и хлопки открывшихся парашютов прозвучали почти одновременно. Прослушивая записанный на пленку радиообмен Саттарова с Цоем, поражаешься одному - выдержке, самообладанию испытателей.
Причиной аварии Су-24, как выяснилось, был крошечный, диаметром в 3 миллиметра, болтик, попавший под золотник бустера управления.
Установил 9 мировых авиационных рекордов на самолете Су-27 (П-42): 18 декабря 1987 - 1 рекорд грузоподъемности (времяи подъема на высоту 2000 м с грузом 2118 кг - 27,7 с), в 1988 - 8 рекордов скороподъемности (19 апреля поднялся на высоту 6000 м с грузом 1000 кг за 38 с., а 17 мая с грузом 1000 кг время подъема на высоты 3000, 9000 и 12000 м составило 28, 48 и 59 с соответственно.). При испытании выпуска штанги топливоприемника Т-1 ОМ (Су-35) сорвался в штопор. Цою удалось вывести и спасти опытный самолет.
Указом Президента Российской Федерации № 358 от 16 апреля 1997 года за мужество и героизм, проявленные при испытании специальной авиационной техники, Цою Олегу Григорьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия - медали «Золотая Звезда» (№ 397).
Освоил 35 типов самолетов. С 1992 г. полковник О. Г. Цой - в запасе. В 1997-2000 гг. работал заместителем начальника летной службы ОКБ имени П. О. Сухого. Живет в Москве.