Вы здесь

Пугачёв Виктор Георгиевич

Герой Советского Союза
Полковник

Пугачев Виктор Георгиевич - летчик-испытатель ОКБ имени П. О. Сухого, полковник, Заслуженный летчик-испытатель СССР, награжден орденами Ленина, «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» 3-й ст., Мужества, медалями.
В.    Г. Пугачев родился 8 августа 1948 г. в Таганроге Ростовской области. В 1970 г. окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, в 1978 г. - Школу летчиков-испытателей, в 1980 г. - вечернее отделение Жуковского филиала МАИ. В октябре 1976 г. В. Г. Пугачев успешно прошел отбор и в июне следующего года был зачислен в Школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР. За полтора года обучения под руководством начальника школы - Заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза Александра Васильевича Федотова он освоил почти все типы истребителей и тяжелых самолетов: Л-29, МиГ-21, МиГ-23, МиГ- 25, Су-7, Су-15, Су-17, Як-28, Ан-24, Ан-26, Ту-124, Ил-18, налетав в общей сложности свыше 300 часов. В декабре 1978 г. по окончании школы его направили на должность летчика-испытателя 3-го класса в Летно¬исследовательский институт имени М. М. Громова, в отряд истребителей под командованием А. А. Муравьева (ныне Заслуженного летчика-испытателя, Героя Российской Федерации). Параллельно В. Г. Пугачев учился на факультете самолетостроения Московского авиационного института, который окончил в 1980 г.
В 1978-1980 гг. - летчик-испытатель Летно-исследовательского института имени М. М. Громова. Провел ряд испытательных работ на сверхзвуковых самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-31, Су-17, Су-24 и их модификациях. В 1980-2001 гг. - летчик-испытатель ОКБ имени П. О. Сухого. Поднял в небо и провел испытания самолетов Су-27К (Су-33) и Су-ЗЗУБ. Провел испытания самолетов Су-25, Су-27, Су-33, Су-35 на критических режимах и на штопор. Участвовал в испытаниях Су-17, Су-24, Су-25, Су-27, Су-33, Су-34, Су-35 и их модификаций.
С 1984 г. началось осуществление корабельной программы, руководителем которой был назначен главный конструктор самолета палубного базирования Константин Христофорович Марбашев. В ходе испытательных полетов было проведено несколько сот касаний и посадок на наземную палубу, и 1 ноября 1989 г. пилотируемый В. Г. Пугачевым самолет совершил первую посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси» (ныне «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»), После завершения испытаний эта машина получила официальное обозначение Су-33, и авиационное производственное объединение в Космомольске-на-Амуре приступило к ее серийному производству. Первый ее показ широкой публике состоялся 18 августа 1991 г. во время празднования Дня авиации в городе Жуковском, а Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 1998 года самолет был принят на вооружение.
В 1990-х годах В. Г. Пугачев участвовал в подготовке палубных летчиков на базе Северного флота в Североморске, а также в ходе первого боевого похода авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» в Средиземное море. Продолжается эта работа и поныне. В 1999 г. в воздух был поднят новый двухместный самолет палубного базирования.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1988 г. летчику-испытателю Пугачеву Виктору Георгиевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11587).
Начало 1989 г. ознаменовалось еще одним важным событием в жизни В. Г. Пугачева. Тогда было впервые принято решение об участии самолетов ОКБ имени П. О. Сухого в международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже (Франция) и о подготовке специального демонстрационного комплекса.
28 апреля 1989 г. Виктор Пугачев первым в мире на самолете Су-27 выполнил на малой высоте динамичный выход на большие углы атаки - маневр, получивший название «кобра Пугачева». Название элемента - «кобра» - придумал генеральный конструктор ОКБ имени П. О. Сухого М. П. Симонов, сравнив поведение самолета в воздухе со стойкой кобры перед атакой. Это название используется и поныне, даже в официальных документах. Чтобы довести «кобру» до совершенства, Пугачеву пришлось очень много работать, ведь выполнять показательную программу ему предстояло на видимой высоте, не превышающей 1000 метров. А это накладывало строгие требования на технику пилотирования и на надежность работы материальной части. Выполненный В. Г. Пугачевым прием произвел на посетителей авиасалона и специалистов ошеломляющее впечатление. Су-27 с его уникальными маневренными характеристиками стал явным фаворитом выставки.

Герой Советского Союза В. Г. Пугачев живет в городе Жуковском Московской области. С 1991 г. - заместитель главного конструктора ОКБ имени П. О. Сухого по летным испытаниям.