Вы здесь

Протопопов Валентин Владимирович

Герой Советского Союза
Капитан 1-го ранга

Протопопов Валентин Владимирович - командир подводной лодки «К-524» Северного флота, капитан 1-го ранга. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III ст., медалями.
В.    В. Протопопов родился 6 декабря 1939 г. в селе Крекшино Наро-Фоминского района Московской области. Окончил 10 классов. В ВМФ с 1957 г. В 1962 г. окончил Высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского Комсомола, в 1971 г. - Высшие специальные офицерские классы ВМФ, в 1976 г. - командный факультет Военно-морской академии имени А. А. Гречко. В 1965 г. вступил в КПСС. После выпуска в ноябре 1962 г. лейтенант Протопопов направляется на Северный флот, где получает назначение на должность командира торпедной группы подводной лодки (ПЛ) «Б-82» 161-й бригады 4-ой эскадры подводных лодок. 4-я эскадра Северного флота была самой большой и ей поручались самые ответственные задания. Прошел путь от командира торпедной группы БЧ-3 до командира подводной лодки Б-57, затем
-    командира пл Б-456. В феврале 1964 г. Валентин Владимирович Протопопов назначается командиром минно-торпедной части на строящуюся ПЛ «Б-103» проекта 641. Через год лодка прибыла на Северный флот и вошла в состав 69 бригады 4-й эскадры. Здесь началась настоящая работа моряка-подводника: бесконечные боевые дежурства в отдаленных губах, сменяющиеся боевыми службами, различные учения, обеспечения. Как посчитали офицеры, нахождение в море составляло до 270 суток в год. В. В. Протопопов хорошо освоил минно-торпедную специальность. В 1966 г. в звании капитан-лейтенанта он признается лучшим минером бригады. С 1973 г. проходил службу на атомных подводных лодках Северного флота. В течение шести лет (1980-1986 гг.) был командиром пл К-524. Подводная лодка под командованием В. В. Протопопова во время похода на Северный полюс в августе 1980 г. принимала участие в государственных испытаниях навигационного комплекса «Медведица», в 1982 г. успешно провела учения в Арктике по подрыву льда боевыми торпедами с последующим всплытием в разломе
В 1985 г. перед экипажем ПЛ «К-524» как наиболее подготовленным, командование поставило очень сложную задачу: проложить новый, в обход всех противолодочных рубежей, путь в Северную Атлантику вокруг Гренландии, совершить самый длительный и сложный поход под ледяным куполом планеты. Арктическое плавание в глубинах океана опасно само по себе, а плавание с ядерным оружием на борту утраивает риск. С уходом под лед экипажи испытывают судьбу: ведь в аварийной ситуации не всплывешь, надо искать полынью или пробивать мощный панцирь специальными противоледными торпедами.
ПЛ «К-524» первая в мире в подводном положении и подо льдом форсировала Британский канал Земли Франца-Иосифа и вышла в Арктику. Она первая в подводном флоте СССР прошла подо льдами приполюсного района, обойдя с запада остров Гренландия, и вышла в Северную Атлантику. Обошли подо льдом передовую зону противолодочных сил НАТО и двинулись в узкий и неглубокий проливчик, перекрытый мощным паковым льдом. Как и в предыдущих плаваниях, точных глубин на карте не было обозначено. Просвет между грунтом и нижней кромкой льда все время сужался. Иногда казалось, что лодка влезет в эти тиски, как клин, и развернуться не сможет. Пути назад не было, только вперед, что бы там ни ожидало. Выручали гидроакустики, которые на станции миноискания умели определять резкие подъемы и спуски дна. Когда лодка протиснулась в щель между дном и ледовым покрытием и над рубкой ходили волны моря Баффина, то одна смертельная опасность сменилась другой - появились айсберги. Глыбы сползшего с гренландских глетчеров льда имели осадку с полкилометра. Не поднырнешь. Определяли местоположение айсбергов с помощью станции миноискания и расходились с ними под водой по докладам акустиков.
Войдя в Атлантику, ПЛ по приказанию командования осуществила поиск ударного авианосца США «Америка», который отправлялся к берегам Норвегии на учения, обнаружила и скрытно сопроводила его. Экипаж благополучно вернулся из этого сверхрискового похода.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1986 года за успешное выполнение специального задания и проявленные при этом мужество и отвагу, капитану 1-го ранга Валентину Владимировичу Протопопову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11541).
С 1986 г. в течение 7 лет В. В. Протопопов проходил службу в Главном штабе ВМФ начальником отдела устройства службы Главного штаба ВМФ. Но экипаж ПЛ «К-524» его не забыл. Вот слова из письма одного из членов экипажа спустя 10 лет после его увольнения в запас:
«Валентин Владимирович! Еще раз спасибо Вам за помощь. Спасибо Вам за все! За то, что Вы взяли меня служить на свою лодку. За то, что Вы, командир подводной лодки, не дали тогда погибнуть своему экипажу. Вы вырвали нас тогда с глубины 380 метров. Весь Ваш экипаж считает Вас Героем Советского Союза. После Вашего ухода нас еще долго называли геройским экипажем. Товарищ командир, это не громкие слова и не лесть. Те, кто пережил с Вами те минуты, будут всегда хранить в своем сердце слова признательности и благодарности Вам за Ваше командирское мастерство. Я счастлив и горд, что могу выразить глубокую благодарность своему командиру через столько лет. Низкий Вам поклон! С уважением, старшина команды турбинистов мичман Фахрутдинов».

С 1993 г. Герой Советского Союза В. В. Протопопов в запасе. Живет в Москве.