Вы здесь

Попков Валерий Филиппович

Герой Советского Союза
Полковник

Попков Валерий Филиппович - командир экипажа вертолета «Ми-8» 23- го отдельного авиационного полка Среднеазиатского пограничного округа Пограничных войск Комитета государственной безопасности СССР, капитан. Награжден орденом Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., медалями.
В.    Ф. Попков родился 24 марта 1961 г. в поселке Кильмезь Сюмсинского района Удмуртии. В Советской Армии с 1978 г. С 1982 по 1989 гг. командир экипажа вертолета «Ми-8» капитан Валерий Попков совершил 2590 боевых вылетов в Республику Афганистан. 19 января 1989 г. при выполнении боевого задания был сбит вертолет ведущего. В. Ф. Попков дважды произвел посадку в расположении противника, взял на борт одного из членов экипажа сбитого вертолета и содействовал эвакуации остальных членов экипажа.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1989 года капитану Попкову Валерию Филипповичу за проявленные мужество и героизм при исполнении воинского долга присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11594).
С 1996 года - адъюнкт Академии Федеральной пограничной службы России. С 1999 года -помощник начальника академии, с 2000 года - преподаватель кафедры тактики и оперативного искусства авиационных соединений и частей академии. С 2005 г. полковник В. Ф. Попков - в запасе. Живет в городе Дмитров Московской области.
http://salambacha.com: «...Один в небе не воин. В военном небе. Может, в мирном это правило и допускает исключения, но Валерию Попкову сравнивать небо Афганистана не с чем. Здесь он оказался сразу после Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков. Здесь вся его офицерская биография. Да и география тоже. 1982-1989 гг. Больше двух с половиной тысяч боевых вылетов. Десантирование, воздушная разведка, доставка боеприпасов и продовольствия, эвакуация раненых, прикрытие транспортных колонн... Его „университеты" начинались в те годы, когда эта война была полна неизвестности не только для нас, но и для самих ее участников. А закончились, когда тайн в афганском небе для него уже не осталось. Среди множества боевых законов капитан Попков всегда выделял для себя один закон боевого братства. Очевидный, как аксиома, но требующий доказательств каждый день новых. Как будто со стороны смотрел он на действия своего командира экипажа С. Болгова в августовский день 1986 года, когда тот, ни секунды не раздумывая (да и не было этих секунд в запасе), под ураганным огнем пошел на посадку к подбитому из ДШК вертолету, а потом взлетел с загоревшимся двигателем и прошитыми пулями топливными баками. Смотрел, хотя сам в это время занимал место летчика-штурмана и отнюдь не бездействовал. И все-таки своим тот подвиг не считает. То была учеба. И совсем незаметно, как, наверное, только на войне и бывает, она закончилась. Уже другие летчики делятся с молодым пополнением уроками Попкова. А сам он, давно уже командир экипажа, никакой школы создавать и не думал. Ведь Афганистан всем преподает примерно одинаковые уроки. Только неудачи пересдавать не дает. 19 января 1989 года они вылетели в паре с капитаном Шариповым. Низкая облачность над Ханабадом скрывала от них предгорья, а их, в свою очередь, от расположившихся внизу банд „непримиримых". И стоило появиться крохотному разрыву а облаках, как машина Шарапова круто пошла вниз, оставляя за собой огненно-дымный шлейф. Потом он увидел раскрывшийся у самой земли парашют Шарипова и бегущих к нему вооруженных бандитов. НУРСы попковского вертолета заставили их притормозить. Валерий дважды сыграл с землей в одно „касание". Раз - из машины выскочили трое, прикрыли парашютиста автоматным огнем и бросились к пылающему вертолету. Тут ожили и душманы. Но Попков, резко взмыв вверх, новым залпом напомнил им о себе. Бандиты переключили внимание на воздушную цель и упустили земную. Новое „касание" - и все трое со спасенным Шариповым снова на борту. На аэродроме он насчитал двадцать одну пробоину в вертолете и абсолютно не думал об уникальности совершенного. Выручить товарища надо было? Надо. Проверить сбитый вертолет, чтобы не оставить в нем раненых, тоже надо. Значит, все сделано как учили. В который уже раз! И сколько еще предстоит? До вывода последних частей и подразделений из Афганистана оставалось двадцать шесть дней...».