Вы здесь

Матвеев Владимир Николаевич

Герой Российской Федерации
Капитан

Матвеев Владимир Николаевич - Заслуженный летчик-испытатель СССР, летчик- испытатель ОКБ имени А. Н. Туполева. Награжден орденом «Знак Почета», медалями.
В.    Н. Матвеев родился 13 июня 1946 г. в городе Грозный. В армии с августа 1963 г. С сентября 1971 г. капитан В. Н. Матвеев - в запасе. В 1973-1999 гг. - на летно-испытательной работе в ОКБ имени А. Н. Туполева. Поднял в небо и провел испытания первого серийного сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160 и первого серийного пассажирского самолета Ту-204. Участвовал в испытаниях сверхзвукового бомбардировщика Ту-22МЗ, реактивных пассажирских самолетов Ту-134, Ту-154, сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144 и других самолетов. В 1990 г. в качестве второго пилота установил 9 мировых авиационных рекордов скорости на самолете Ту-160.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, летчику- испытателю Матвееву Владимиру Николаевичу Указом Президента РФ от 23 августа 1996 года присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 338).
Живет в городе Жуковском Московской области.
Видный ученый, главный научный сотрудник ЦАГИ, доктор технических наук Геннадий Ашотович Амирьянц о В. Н. Матвееве: « ... Мы познакомились с Владимиром Николаевичем при необычных обстоятельствах, и я быстро оказался покоренным обаянием, основательностью и благородством этого человека. Однажды он позвонил мне и рассказал грустную историю про стоящие на приколе наши легендарные сверхзвуковые пассажирские самолеты Ту-144, в которые было вложено столько труда всей страны (и жуковчан, может быть, в первую очередь). Один самолетТу-144 в ноябре 2000 году продали в один из музеев, в Германию. «Сейчас готовится продажа за границу второго самолета, - сказал озабоченно Владимир Николаевич, - кто-то хочет опять нагреть руки. Ту-144 - уникальный самолет, впитавший в себя все наши достижения. Он появился, можно сказать, раньше времени. Появись попозже, он пошел бы! Я вместе с группой энтузиастов, - продолжал Матвеев, - хотел бы оставить этот самолет у нас в городе...» Прошло уже года два, было организовано много встреч на самых разных уровнях, в высоких кабинетах. И, кажется, теперь можно надеяться уже, что усилия патриотов не окажутся тщетными, и наши реликвии останутся у нас.
... Владимир Николаевич весьма строг к самому себе и скуп в рассказах о своих испытательных работах. Летчики говорили мне, что, став начальником летной службы ЖЛИиДБ, он давал им истинную свободу и право выбора: „До него, другие начальники навязывали линию поведения и дышать было труднее. Он же не навязывал ничего. В этом, помимо прочего, проявлялся человек высокого интеллектуального уровня...".
Сам Матвеев, вспоминая, в частности, высоко им ценимого Э.В. Еляна, говорил как об одном из важных его качеств как руководителя - о строгости. Кроме того, и тогда, и особенно сейчас, в пору разрухи в отечественной авиационной отрасли он считал особо важными усилия Еляна в подготовке молодых испытателей, его заботу о перспективе...

О    Владимире Николаевиче Матвееве, о его друзьях, об их уникальной работе испытателей можно говорить бесконечно, но нельзя не сказать о главном. Это не только истинные герои и подлинные патриоты. Это интеллигентные, обаятельные, скромные люди с широким кругом общественных интересов. И дай Бог им сил и здоровья продолжать добрые дела».