Вы здесь

Крамаренко Сергей Макарович

Герой Советского Союза
Генерал-майор

Крамаренко Сергей Макарович - заместитель командира 2-й эскадрильи 176-го гвардейского истребительного авиационного полка. Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й ст., медалями.
Сергей Макарович родился 10 апреля 1923 г. в селе Калиновка ныне Роменского района Сумской области. В Красной Армии с 1941 г.Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 г. Воевал на Воронежском, 1-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в боях под Курском, в захвате Берлина. К концу войны сбил 3 вражеских самолета лично и 10 - в составе группы. Уничтожил аэростат-корректировщик. После войны продолжал служить в ВВС СССР. Участник Корейской войны с апреля 1951 по февраль 1952 г. Совершил 149 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 13 самолетов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1951 года за успешное выполнение заданий командования и проявленное при этом мужество и отвагу, гвардии капитану Крамаренко Сергею Макаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№9283).
По возвращении в СССР продолжил службу в ВВС. Служил в Белоруссии, в Грузии. Летал на МиГ-17, МиГ-21 и Су-9. Вскоре его перевели в Москву старшим летчиком-инструктором службы безопасности ВВС СССР. С 1981 г. генерал-майор авиации С. М. Крамаренко - в запасе. Живет в Москве. Неоднократно избирался в Правление Клуба Героев.
Из воспоминаний С. М. Крамаренко: «...Надо сказать, что я иногда летал ведомым с Кожедубом. У него очень резкие маневры были и я, сперва, отставал. Потом уже приноровился, уже понимаю, что сейчас начнется резкий маневр, только он начинает маневр, я сразу еще более резкий маневр делаю, закладываю побольше. Это позволяло мне держаться нормально. Интересная вещь. Шли мы как- то на малой высоте, а немцы в этот день, почему-то, не показались. Прилетаем на аэродром, вдруг Кожедуб говорит: «Впереди противник». Я смотрю вперед, летит одиночный самолет. Кожедуб метров с 200 открывает огонь. Быстро секунд за 5 сблизился, открывает огонь, трасса летит, упирается прямо в самолет, самолет вспыхивает. Летчик выпрыгивает, выскакивает прямо возле нашего аэродрома. Стрелял он поразительно...
... Затем 16 апреля Кожедуба вызвали в Москву, а у меня к тому времени самолет моторесурс выработал, так что Кожедуб мне свой передал.
...Последний бой был 2 мая. Немецкие части, которые были в Берлине, стали прорываться на запад. Вышли западнее, и уже ночью подошли к нашему аэродрому. Нас подняли, посадили самолеты. Если немцы решат захватывать аэродром, чтобы мы улетали на восток. Заняли оборону. На границе аэродрома был канал и немцы не стали его переходить. Утром, как только рассвело, мы сели в самолеты, поднялись в воздух и стали штурмовать немецкие части. Сожгли машин 20-30. Они разбежались по лесам, стали сдаваться. Это последний бой. Потом 8 мая объявили, что война закончилась, начался праздник. Началась мирная жизнь...»