Вы здесь

Жуков Иван Ефимович

Герой Советского Союза
Полковник

Иван Ефимович Жуков - Заслуженный военный летчик СССР, полковник. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, медалями.

Иван Жуков родился 31 декабря 1934 г. в городе Владимире. Окончил среднюю школу в родном городе. В 1953 г.Жуков был призван на службу в Советскую Армию. В 1957 г. он окончил Оренбургское военное авиационное училище летчиков, в 1967 г. - Военно-воздушную академию. С 1967 г. служил старшим инструктором-летчиком 764-го истребительного авиаполка, дислоцировавшегося на аэродроме «Большое Савино» в Перми.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1982 года за «мужество и героизм, проявленные при освоении нового вооружения и военной техники», полковник Иван Ефимович Жуков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1988 г. И. Е. Жуков был уволен в запас. Имя Героя носит средняя школа №2 города Владимира.

С сайта школы №2 города Владимира: «...Судьба военного летчика нелегкая: надо переезжать с места на место. Когда Иван Ефимович, много лет спустя, составил список мест, где ему довелось служить, он сам удивился их „количеству и географии": Украина и Белоруссия, север России, включая Архангельск, Кольский полуостров, Печору. А еще были Сибирь и Средняя Азия, Камчатка, и Сахалин. С каких только аэродромов ни приходилось Ивану Ефимовичу поднимать в воздух свой самолет! А условия жизни и работы военного летчика не могут быть сравнимы с обычными. Основная жизнь боевого летчика сверхзвуковых истребителей-перехватчиков проходит на огромных высотах. Скорости высочайшие.

... Наступил 1982 год. Наряду с другими летчиками, Иван Ефимович продолжал нести ратную службу, испытывая новый сверхзвуковой самолет МИГ-25. Что-то не совсем ладилось с машинами этого типа. Уже 3 из них по неизвестной причине рухнули на землю и взорвались (летчики успели катапультироваться). Как жаль было этих красивых, серебристых птиц, в создание которых было вложено столько мысли, столько человеческого труда, столько народных денег! Почему они взрывались и горели? Тайну своего падения рассыпавшиеся на куски и обгоревшие самолеты раскрыть не могли. И вот на этот раз в новом сверхзвуковом истребителе - перехватчике МИГ-25 с бортовым номером 3-15 N-ской воинской части летят двое: опытный и умелый старший инспектор- летчик полковник Жуков Иван Ефимович и его ученик, молодой капитан Абаленцев. Высота полета 17 тысяч метров, 11 часов утра. Пора заканчивать полет и идти на посадку. И вдруг оба летчика услышали какой-то посторонний звук. Затем самолет перестал подчиняться, несясь по прямой на страшной высоте. После нескольких безуспешных попыток подчинить машину себе Жуков понял, что положение критическое. Что делать? Только 2 возможных решения. Первое, покинуть самолет. Второе: уйти из стратосферы, т.е. опуститься ниже в плотные слои и добиться этим управляемости самолетам. Покинуть самолет - это почти наверняка остаться в живых самим, но потерять эту новую, прекрасную машину так и не узнав, между прочим, в чем причина ее непослушания. Секунды на размышление, и Жуков выбирает второй вариант: во что бы то ни стало посадить самолет, заставить его войти в более плотные нижние слои, что позволило бы летчикам справиться с рулями. И опытный Жуков начал эту крайне тяжелую борьбу с разладившимся самолетом, несшимся по прямой на страшной высоте. 10, 15, 20 минут нечеловеческого напряжения, попытка пилотировать самолет с неисправными рулями, удерживая его фактически собственными силами... Оба летчика испытывали огромные перегрузки, особенно сам Иван Ефимович, взявший на себя основную роль в борьбе за жизнь свою и машины тоже. Цель ясна: обязательно спасти самолет, посадить его, а уж если придется катапультироваться, то в последний момент. Высота - 16, 15, 14, 8 тысяч метров! Увидели узкие розовые облака: земля! Но машина по-прежнему подчинялась тяжело. И все же оба летчика почувствовали, что первый этап спасения самолета - возвращение на «домашние» высоты - завершился удачно. Спуск самолета продолжался, но продолжалась и упорная борьба человека с непослушной машиной. На высоте 400 метров над землей они чуть не погибли. И снова Жуков сумел спасти положение. Огромная воля, собранность, умение мгновенно оценить ситуацию и быстро принять единственно возможное на этот момент решение, точные профессиональные действия, личное мужество Ивана Ефимовича - все это вместе помогло чуду свершиться! Тяжелый, неисправный, но невредимый самолет приземлился на посадочную полосу военного аэродрома, слегка покачивая крыльями. Остались живыми и оба летчика: учитель и ученик, молодой летчик Абаленцев, получивший в этой критической ситуации бесценные уроки профессионального мастерства и высокой нравственности. А Жуков нашел и причину отказа рулей в воздухе. Авиаконструкторы исправили дефект и в дальнейшем полеты МИГ-25 проходили без осложнений...».